Открытие расчетного счета

Порядок открытия расчетного счета (банковского счета) в Российской Федерации

Порядок открытия банковского счёта, также именуемого расчётным счётом или просто счётом, на территории Российской Федерации регламентирован следующими нормативными актами:

Нормативные акты, регламентирующие процедуру открытия банковского счета (расчетного счета)

  1. Главой 45 Гражданского Кодекса РФ, которая так и называется "Банковский счет".
  2. Статьёй 30 Федерального Закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 №395-1, которая называется "Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй".
  3. Инструкцией Банка России от 30.05.2014 №153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов"

На основе этих нормативных актов (главным образом, последнего из них) банки обычно разрабатывают собственный порядок открытия банковских счетов. Этот порядок может быть оформлен в виде документа, называемого "Условия открытия и ведения банковского счета", "Правила открытия банковского счета" или иным сходным образом. В целом этот порядок примерно следующий:


Примерный порядок открытия расчетного счета

  1. Будущий клиент (ИП, частнопрактикующее физическое лицо или юридическое лицо) тем или иным образом (звонком, через онлайн-форму, путём визита в банковское отделение) даёт банку знать о своём намерении открыть банковский счёт.
  2. К этому моменту будущий клиент уже обычно располагает необходимым для открытия банковского счёта пакетом документов.
  3. Банк может запросить сканы подготовленных документов и взять паузу, необходимую для "углублённой идентификации" клиента с тем, чтобы минимизировать риск нарушения "антиотмывочных" и некоторых других нормативных актов; возможна проверка на соответствие указанного клиентом адреса своего нахождения фактическому.
  4. Если проверка клиента завершилась успешно и клиент не потерял к этому моменту желания открыть счёт, стороны договариваются о встрече в соответствующем отделении банка либо в офисе клиента.
  5. Во время визита клиента в банк он приносит нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиска печати либо обеспечивает явку в банк всех тех лиц, чьи подписи будут фигурировать в карточке (в этом случае карточку заверяет уполномоченный сотрудник банка, эта услуга обычно платная).
  6. Представленные клиентом документы (если клиент не готов оставить их нотариально заверенные копии) ксерокопируются и заверяются (эта услуга также обычно платная), клиент подписывает заявление на открытие счёта и договор банковского счёта в той или иной форме с приложениями к нему. Часто подписание заявления приравнивается к подписанию договора.
  7. Кроме того, клиент обычно подписывает те или иные документы для осуществления в том или ином виде интернет-банкинга и получает в зависимости от степени технической продвинутости банка те или иные приспособления для работы со счётом через Интернет.
  8. Кроме того, клиент обычно оформляет документы, необходимые для выпуска корпоративных банковских карт (в рамках так называемого "зарплатного проекта" или помимо него), и/или оформляет чековую книжку.

На этом процесс открытия расчётного счёта обычно заканчивается.

Естественно, в каждом конкретном "банковском" случае описанный порядок может тем или иным образом меняться.

Федеральный закон от 23.06.2016 г. №191-ФЗ несколько упрощает порядок открытия расчётного счёта с 01.09.2016г. Первые осенние месяцы 2016 г. покажут, как он будет работать на практике.

Но банк может и отказать в открытии расчётного счёта. А может, напрямую не отказывая, затянуть процесс открытия счёта до такой степени, что вы сами сочтёте за лучшее поискать себе более адекватный банк. Более подробно этот вопрос в числе других рассмотрен на странице Часто задаваемые вопросы по открытию и обслуживанию расчетных счетов.